«Среди памятников Шуши церковь Сурб Ованнес Мкртич представляет особый интерес. Она получила название «Канач жам» (Зеленая Часовня) по той причине, что в свое время купол церкви был зеленым. В верхней части колокольни церкви есть дата ее строительства: «Бабаян Степанос Ованнес. В память о погибшем брате, 1847».
Недавно пользователь социальных сетей некий Эльнур Аллахвердиев вернулся к неблагодарному делу русификации церкви «Канач жам». Нужно отметить, что тенденция русификации церкви не новое явление в Азербайджане. В свое время Фуад Ахундов безосновательно считал, что она принадлежит русской православной церкви. В 1960 гг. в Баку решили разрушить армянскую часть города, чтобы расширить «жилую территорию» для азербайджанских переселенцев и, конечно, для уничтожения армянского наследия. За этот период были разрушены три армянские и одна русская церковь, уничтожены несколько армянских кладбищ с красивыми хачкарами и надгробными памятниками.
Церковь «Канач жам», которую Фуад Ахундов безосновательно считал «русской православной», была превращен в картинную галерею.
А какова предыстория церкви Сурб Ованнес Мкртич? Сохранилось свидетельство, согласно которому в 1840 году, по специальному распоряжению властей, в будущий Верин тах были перемещены все живущие в мусульманской среде Неркин тах армяне – 56 семей, у которых в Неркин тах была каменная церковь «Сурб Аствацацин» с деревянной крышей, что свидетельствует о весомой численности армян в квартале.
В документе говорится, что армяне подвергались давлению со стороны мусульман, что привело к их переселению. Из этого же документа становится ясно, что после переселения в Верин тах, на новом месте была построена деревянная часовня, которая сохранялась до 1848 года, когда на ее месте была построена каменная церковь Сурб Ованнес Мкртич. Примечательно, что долгое время эта церковь называлась церковь «Сурб Аствацацин» Верин таха. В нижней части города, приблизительно на месте сегодняшнего крытого рынка находилась построенная в русском классическом архитектурном стиле православная церковь с мотивами византийского орнамента для российских чиновников и гарнизона, которая, к сожалению не сохранилась. К этому мы обратимся отдельно.
Что касается разглагольствования Эльнура о куполе, подобающем православной церкви, то это было всего лишь следствием влияния архитектурного стиля того времени, которое, однако, не сохранилось, когда разрушенная во время Первой Арцахской войны церковь в дальнейшем была восстановлена.
Как знать, может, завтра Эльнур выступит с попыткой русифицировать Дадиванк», – говорится в сообщении.